Ремонт кузова: технология восстановления формы деталей

Восстановление формы деталей

Автомобильный кузов состоит из листовых, штампованных на прессе деталей. В процессе штамповки в металле создаются усилия растяжения или сжатия, что приводит к перемещению частиц металла друг относительно друга. Именно благодаря этим напряжениям и удерживается форма штампованных элементов.

При ударах в кузовных деталях образуются новые зоны напряжения, а вокруг областей деформирования формируются граничные пояса, где металл немного вытягивается. Данные пояса порой имеют четко очерченные кромки или складки, которые служат препятствием при восстановлении металла, поскольку именно в них возникают максимальные внутренние напряжения.

Виды операций по восстановлению формы деталей

При восстановлении формы поврежденных кузовных деталей предусмотрено выполнения двух ключевых операций:

  • выколотки (выравнивания);
  • рихтовки.

Выколотка подразумевает выполнение манипуляций, ориентированных на придание детали формы, которая будет близка к ее первоначальному состоянию. При выколотке к поврежденной зоне применяется усилие, вектор которого противоположен усилию, вызвавшему деформацию. Данная операция выполняется за счет давления либо при помощи удара молотка, двигаясь от более жесткой граничной кромки к центру вмятины.

Если используется метод выдавливания, то для этого задействуется домкрат или рычаг, но при этом нужно следить, чтобы оказываемое усилие не приводило к деформация в точках опоры.

После того, как вмятина в основном выпрямлена, продолжить процесс можно молотком и ручной опорной наковаленкой. Профиль последней должен быть похож на профиль детали до того, как она была деформирована.

РихтовкаРихтовка – завершающая операция при работе с поврежденными кузовными деталями. Она относится к категории отделочных, поэтому выполняться должна максимально тщательно и аккуратно.

Рихтовка подразумевает устранение полученных повреждений таким образом, чтобы поверхность детали приобретала вид, близкий к тому, который был после штамповки. При рихтовке образуется наклеп, обеспечивающий укрепление листа.

Осуществляется рихтовка путем нанесения ударов по листу, опирающемуся на наковальню, молотком. При этом важно, чтобы наковальня имела подходящую форму, похожую на форму детали, а также значительную массу, которой бы хватало для поглощения ударов. Также нужно следить за тем, чтобы у наковальни была гладкая поверхность, чтобы на листе не оставалось никаких посторонних отпечатков.

марки авто